Международная
научно-общественная конференция
«Новая Эпоха — Новый
Человек»
С 7 по 10 октября этого года в Москве прошла
Международная научно-общественная конференция «Новая Эпоха — Новый Человек». Ее
организаторами явились Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха,
Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Российская Академия художеств,
Российский фонд культуры, Международная ассоциация фондов мира, Международная
Лига защиты Культуры, «Российская газета», Российская академия космонавтики
им.К.Э.Циолковского, Федерация космонавтики России, Мастер-Банк. Ее
информационную поддержку обеспечивали:
телеканал «Культура», газета «Век», радио «Орфей», «Новая газета», «Учительская
газета», журнал «Детская литература», газета «Подмосковье». Конференция
проходила при поддержке Информационного Центра ООН в Москве. Ее программа
включала выступления двадцати двух докладчиков, среди которых были два
академика, шесть докторов и девять кандидатов различных отраслей наук,
профессора, доценты, а также докладчики из Испании и Италии.
Обзор докладов конференции
Центральным событием этой
Конференции, как и всех предыдущих, явился доклад вице-президента МЦР, генерального директора музея имени Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой.
Не вдаваясь в анализ доклада,
скажем лишь, что в нем освещены важнейшие проблемы эволюции человека, вопросы
его космической судьбы.
Большинство прочитанных на
Конференции докладов без преувеличения
можно назвать новым словом в различных сферах науки, философии, искусства. Их
мировоззренческая глубина и многозначность в большинстве случаев граничили с
высокими научно-философскими прозрениями. Так,
доклад доцента Уральского Государственного Университета О.А.Уроженко (г.Екатеринбург) «Кризис
очевидности как характеристика современного мироощущения», в ходе Конференции переименованный автором «О
вере, надежде, любви в пространстве беспредельности», можно с полным правом отнести к новым философским откровениям.
«Ода Беспредельности» — иначе и не назовешь прочитанный Ольгой Алексеевной
доклад. В блестящей стилистической манере она раскрыла перед присутствующими
три аспекта этой величественной мировоззренческой категории. Вера, надежда, любовь — эти три универсальные
общечеловеческие ценности как нельзя лучше продемонстрировали кризис
современной социальной и внутренней жизни человека, показав утрату очевидных
смыслов и рождение смыслов новых. Так категория веры была раскрыта докладчиком
в контексте переживания полноты трансцендентального постижения истины. Надежда
предстала как трепетное предчувствие грядущего, как отзвук нашей духовной
Родины — беспредельности, как
напряженная фигура ожидания будущего, как утонченный способ психической
деятельности. А понятие любви нашло свое выражение во всепоглощающей жажде
первозданной целостности.
«Новый
человек в русской софиологии Серебряного века» — так назывался доклад профессора Алтайского
Государственного Университета А.В.Иванова (г.Барнаул). В своем небольшом, но
необычайно емком выступлении Андрей Владимирович раскрыл понятие софийности и
софийного образа жизни, предполагающего высоко гармоничную и целиком
осмысленную жизнь. «Преображенный человек — это софийный человек» — таков был
один из выводов доклада. Значительное место в выступлении было уделено главному
символу Софии — живому, сострадательному, человеческому сердцу. В заключение
было высказано убеждение, что сердце — это та область, где и православный
человек, и последователь Живой Этики, и физик смогут найти единомыслие и
согласие.
Необычайно интересным как с точки
зрения ученого, так и с точки зрения простого слушателя было выступление
доктора геолого-минералогических наук И.Н.Яницкого
(г.Москва), доклад которого назывался «Живая
Земля». Выступление Игоря Николаевича было
насыщено яркими примерами того, как происходит ломка старых научных стереотипов
и создается новая картина мира. На примере проведенных им и его коллегами
серьезных научных исследований (вопросы прогнозирования землетрясений, экологически
оправданное расположение атомных электростанций, первопричины технологических
катастроф и т.д.) была показана недостаточность традиционной научной базы для
объяснения многих физических и
геологических явлений. Естественным выходом из этой ситуации стало привлечение
трудов Е.П.Блаватской и Рерихов. Логическим завершением начатых исследований
явилось создание модели Земли как энергонасыщенной системы. Именно раскрытию
этого нового представления о нашей планете и было посвящено выступление И.Н.Яницкого.
Весьма характерны заключительные слова докладчика: «Уже давно назрела
необходимость изменить антропоцентрическую картину мироздания, где человеку
позволено все, а от него не требуется ничего. Мы стоим на пороге чрезвычайно
интересных космических переходов. Это все физично и научно».
Не менее захватывающим было
выступление кандидата физико-математических наук Л.М.Гиндилиса (г.Москва), который прочел доклад «Затменная
комета — Знак Новой Эпохи». В нем был
затронут один из самых загадочных и сокровенных вопросов космогонического
наследия семьи Рерихов, касающийся планеты, получившей в Живой Этике название
«Урусвати». Она, как известно из книг Живой Этики, неудержимо приближается к
нашей Земле. Согласно тем же первоисточникам, эта планета также носит имя «звезды
Матери Мира». Рассказав о проведенных им исследованиях, Лев Миронович выдвинул
гипотезу, снимающую все видимые противоречия и объясняющую совпадение названий
планеты Венера («Урусвати») с названием Затменной Кометы.
Доклад кандидата географических наук
О.А.Лавреновой (г.Москва) «Преображение
пространства Культурой: Земля и человек на пути к ноосфере» позволил по-новому взглянуть на учение В.И.Вернадского о
ноосфере. В своем выступлении Ольга Александровна качественно переосмыслила
положение родоначальника учения о ноосфере, указывающее на преображение Земли
благодаря энергии человеческой культуры. Ключевая роль в этом преображении, по
мысли докладчика, принадлежит тем, кого принято называть святыми, подвижниками,
светочами мира. Именно они формируют новое культурное пространство как
географическое, так и духовное. В целом доклад был посвящен рассмотрению
ноосферной концепции с точки зрения Живой Этики. Значительная часть доклада
была отведена той роли, которую в процессе преображения Планеты сыграли Елена
Ивановна и Николай Константинович Рерихи.
Академик Российской Академии
Образования Ш.А.Амонашвили (г.Москва),
выступая с докладом «Образ и образование», как всегда горячо и эмоционально говорил о наиболее
актуальных проблемах современного образования. Главная мысль Шалвы
Александровича состояла в том, что реформирование школы зависит от изменения
сознания самого учителя. И пока преобладающее сегодня двухмерное мышление не
приобретет новое измерение — духовное — никакое внешнее реформирование проблему
образования не решит. Говоря о понятии образа как о неком иррациональном
начале, формирующем программу жизни ребенка, Шалва Александрович рядом примеров
продемонстрировал его динамическую силу, стремящуюся к реализации и проявлению.
В конце выступления Ш.А.Амонашвили предложил создать при Международном Центре
Рерихов свой Университет, школы, а также подумать об организации Рериховского
союза учителей.
Доктор филологических наук,
руководитель научно-просветительского отдела МЦР Е.Н.Черноземова в своем докладе «Формирование
понятия «Новый человек»: биография идеи»
проследила процесс образования и развития чувства достоинства человека,
которое, пройдя через определенные этапы, становится осознанным служением
собственному сердцу. Значительная часть доклада Елены Николаевны была посвящена
языку как средству познания мира. Ею была затронута также тема так называемых
ключевых слов. Обратив внимание присутствующих на то, что сегодня человек живет
в обстановке информационной войны, Елена Николаевна рассказала о новой науке
психолингвистике, которая помогает как защите от слов негативного характера,
так и вырабатывает умение владеть самим словом. Отметив, что следующий год
будет знаменателен юбилеем пьесы В.Шекспира, она предложила переосмыслить
значение Гамлета, как знакового персонажа, в контексте современного понимания
чувства достоинства. В конце выступления было рассказано о новой работе,
начатой научно-просветительским отделом МЦР по осмыслению роли слова в нашей
жизни, которая реализуется через создание «Академии слова».
В
докладе доктора филологических наук Т.П.Григорьевой,
Институт востоковедения РАН г.Москва «Проблема
Всечеловека» были затронуты фундаментальные проблемы бытия. Так, одним из
основных лейтмотивов доклада была мысль об отношении человека к миру. «Каково
представление о макромире, таков и микромир». Эта же мысль звучала в различных
аспектах выступления Татьяны Петровны. Слова «Истина недоступна
непросветленному уму, нечистому сердцу, но доступна «истинному человеку»,
перекликаются с дзэнским восприятием мира: «Узнать путь Будды, значит узнать
себя. Забыть себя, значит стать единым со всеми дхармами», то есть стать
Всечеловеком, присутствующим во всем и принимающем во всех участие, проявляя
вселенскую Мудрость и вселенское Сострадание».
Мысль докладчика
подводит нас к тому, что по сути даосизм, конфунцианство, буддизм учат одному —
освобождению сознания от тягот внешнего, во имя поисков себя истинного,
внутреннего и просветленного. Эта картина мира, свойственная восточному
восприятию, противопоставляется западному миропониманию, которому свойственен
антропоцентризм, где человек, «возомнивший себя господином природы, оказался
невольником техники, государства, экономики, политики, потерявшими связь с
самим человеком»
Заключительная
часть доклада посвящена рассмотрению нового типа сознания, которое нашло свое
отражение в трудах Вл.Соловьева, Евг.Трубецкого, Н Бердяева и других
представителей Серебряного века. Это новое сознание, стремящееся к Всеединству,
«не может не мыслить целостно, в духе «металогики» или «интуитивизма». Эта же
мысль звучит в словах Н.Бердяева: «Метаистория прорывается в историю, и все
значительное в истории связано с этим прорывом».
К сожалению, мы не имеем
возможности познакомить наших читателей с полноценным обзором всех докладов,
прозвучавших на этой необычайно интересной Конференции, каждый из которых был
вполне состоявшимся научно-философским и мировоззренческим открытием. Здесь мы
можем лишь перечислить название тем и имена докладчиков. Это доклад Леонардо
Олазабаля Омараля, Петра Мартина Абада «Новая Эпоха — Новое бытие человека»,
Испания; Е.П.Маточкина, профессора Международной славянской академии — «Идея
Света в творчестве Н.К.Рериха», Новосибирск; Т.П.Сергеевой, кандидата
технических наук, Главная астрономическая обсерватория НАН — «Творческий путь
Н.К.Рериха как школа жизни человека будущего», Киев; Т.И.Мурашкиной, доцента
МГТУ им.Н.Э.Баумана — «Святой Сергий — строитель Новой Эпохи», Москва;
Л.Т.Энгельгардт, Государственный музей истории космонавтики им. К.Э.Циолковского
— «Поэт в России больше, чем поэт», Калуга; Ю.В.Патлань — «Человек Новой Эпохи.
Жизнь и творчество В.Ерошенко», Киев; В.Н.Волченко, профессора МГТУ
им.Н.Э.Баумана — «Современное миропонимание и экоэтика XXI века», Москва;
Марины Бернарди, доктора философии — «Учение об общине», Италия; Е.Г.Яковлевой,
кандидата медицинских наук — «Роль науки в изучении процессов преображения
человека», Москва; А.Е.Гаер, академика РАЕН — «Традиционная культура — опыт
поколений из прощлого в будущее», Москва; В.В.Фролова, профессора МГУЛ —
«Воспитание сердца как путь развития человека Новой Эпохи», Москва; О.Г.Шостак,
доцента Киевского международного универстиета гражданской авиации — «Роль
героики романтизма в формировании человека Новой Эпохи», Киев; С.М.Зорина,
директора Оптического театра МЦР — «Преображение красотой», Москва.
Журнал "Новая Эпоха",
№ 25, 2000 г.