ЗЕРКАЛО ДЛЯ «ГЕРОЕВ»

«Поистине, каждый свидетельствует о себе».
Н.К. Рерих.

 

Наверное, многие из нас уже видели «первенца» Восточного рериховского общества — журнал с благородным названием «Урусвати», плод коллективного сотворчества абхазских учредителей, подмосковной редколлегии и индийских полиграфистов. Но нужно сказать, что его программный материал — интервью, соседствующее на его страницах с портретами Учителей и священными символами, к дружбе народов имеет отношение весьма отдаленное, зато даст сто очков вперед любому желчному злопыхателю. На его фоне даже наш старый знакомый дьякон выглядит всего лишь пламенным борцом за свою веру, усматривающим в не слишком ему понятном философско-этическом Учении прямую угрозу христианству. Что же кроется за этим гигантским интервью, на которое не пожалели ни времени, ни сил (спросите любого журналиста, что такое сделать интервью на 65 страницах), — одержание, психическое расстройство или самая обычная человеческая зависть к тем, кто занимается реальными делами, — наверное, как в рецепте изысканного блюда, — всего понемногу. Нет смысла разбирать его детально1, но в целом откровения интервьюируемого Лунёва заставляют задуматься о неком явлении, с которым то и дело сталкиваются изучающие Живую Этику, теософию, а также другие философско-эзотерические системы. Я имею в виду «избранников» — людей, возомнивших, что они находятся под непосредственным руководством Учителей, и, в свою очередь, стремящихся руководить другими. Проблема эта заслуживает самого серьёзного внимания, ибо многие из этих «эволюционных деятелей» на удивление активны и имеют своих преданных учеников и последователей.

Не станем отрицать, что каждый может получить помощь Свыше или иметь духовные переживания. Однако некоторые склонны видеть в этом подтверждение своей исключительности или знаки особого доверия со стороны Учителя. Симптомы болезни «избранничества» проявляются в том, что самообольщённый человек, уверовавший в своё великое предназначение, — а вера, как мы знаем, творит чудеса — постепенно, а иногда и стремительно начинает меняться. Прежние, свойственные всем, сомнения уступают дорогу уверенности в собственном всезнании и непогрешимости. Отношения с окружающими (характерно, что «избранник» предпочитает людей инертных, ведомых или тех, кто оказался в трудном положении) строятся с позиции наставника и сердобольного покровителя: «Применение Учения поможет в самой безвыходной ситуации, главное — это не забывать, кто твой наипервейший благодетель». Постепенно около «избранника» образуется свой круг, и, казалось бы, в этом нет ничего плохого: люди, уставшие от жестокости современной жизни, хотят духовно развиваться. Но что сказать о тех, кто, вне этого круга, исповедуют те же убеждения, достаточно независимы внутренне и уже чего-то добились на своём пути? При нормальном положении вещей они должны были бы быть сотрудниками, работающими на Общее Дело. Но сотрудничество всегда предполагает отношения «на равных», а «избранник», единственный и неповторимый, рвётся учить и руководить. К тому же его непримиримая самость видит в них своих потенциальных противников: вдруг среди них окажется настоящий ученик Братства? Но нет, этого не может быть, «святое место» уже занято, а все эти самозванцы обладают массой недостатков, не способны к духовному развитию и вообще работают на Сатану!

Вот и на примере нашего «героя» история, а точнее последняя стадия, этой духовной болезни прослеживается очень чётко: с одной стороны, чудовищная претенциозность2 с другой — причисление всех, без исключения, известных лидеров современного рериховского движения к противоположному лагерю. В «чёрный список» попали В.М. Сидоров, Ю.М. Ключников, Л.И. Борина, Л.Г. Хмелева, Даниил Энтин, Урсула Айнд-штадти, конечно же, «главный злодей», земной и космический — Л.В. Шапошникова. Последняя не только «коварно обманула» С.Н. Рериха, но и позволила себе непозволительную дерзость в отношении самого Лунёва, посоветовав ему пополнить своё образование. Это только в далёкие довоенные годы возглавлять институт «Урусвати» мог всемирно известный учёный, в совершенстве знавший более 30 языков, а сейчас другие времена, другие люди! Тем более что учёба, как считает герой интервью, — это прерогатива представителей чёрного братства, интеллектуалов, лишённых сердца. Не стану перегружать читателя довольно пространными высказываниями на тему противостояния «профессорского мира» и «светлого воинства», приведу лишь самое оригинальное: «…Иисус Христос и другие Великие Духи тоже были «личностями полуграмотными»».

Далее: на страницах журнала немало говорится о сердце. Но скажите, пожалуйста, где вы видели, чтобы человек, идущий путём сердца, осуждал всех и каждого, не скупясь на бранные эпитеты, собирал грязные сплетни и слухи, да ещё угрожал при этом Божественной карой?! Сколько раз предупреждалось, что осуждение — в глаза ли, за спиной или через передачу сплетен, — обладает неимоверной, разрушительной силой, ибо осуждение человека достойного — это клевета, осуждение же «грешника» ещё больше усиливает имеющееся в нём зло и, образно выражаясь, сбрасывает его обратно в яму, из которой он, быть может, пытается выбраться. Похоже, наш мужественный воин собрался на битву отнюдь не с Мечом Духа и Щитом Истины, а со шлангом, из которого хлещут нечистоты. Откровенно говоря, осилив это интервью, представляешь себе не удовлетворённого жизнью человека, которого долгие годы унижали, а потом вдруг представили удачную возможность отыграться — да ещё публично — на тех, кто когда-то не захотел признать в нём духовного светоча. Перед нами предстает человек, самоутверждающийся за счёт подчеркивания чужих недостатков, «духовный искатель», которому все мешают жить и развиваться, — начиная от Шапошниковой и кончая конём, пасущимся в имении Кулу, — мужчина, призывающий к эволюционной работе и в то же время собирающий чужие деньги и издающий чужие книги3.

«Подумать страшно, — пишет о выходке Лунёва учёный А.В. Светлов, приславший свой материал в редакцию, — что специально для извержения накопленной ненависти пришла кощунственная идея издания журнала со священным названием и выдержками из книг Живой Этики! Непоправимый вред наносится всему делу становления нового Учения. Ведь такой журнал в нечистых руках может быть использован как доказательство антикультурности движения и его представителей, а какой-нибудь дьякон приобщит его к делу о «сатанинской секте»».

Эта актуальная тема профанации Учения со стороны подобных «спасителей человечества» и «бойцов с тьмою» остро прозвучала при принятии резолюции общественно-научной конференции, проведённой Международным Центром Рерихов в октябре этого года. «К сожалению, дело Рерихов очень часто профанируется теми, кто считает себя настоящими, подлинными рериховцами, — сказал председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР М.Н. Чирятьев. — Они говорят высокопарные слова и цитируют Учение Живой Этики по поводу и без повода… Вот человек, который даёт интервью своему знакомому репортёру и «срывает маски». Но в результате происходит самобичевание и срывание масок с самого себя, ибо каждый видит в другом, как в зеркале, прежде всего то, на что он сам способен. Духовный увидит духовное, но на этих страницах идут сплошная чёрная брань и клеветнические измышления, прежде всего направленные на тех, кто, мужественно принимая в себя стрелы, сражается за то, чтобы нести знания и проводить в жизнь дело Рерихов, дело Учителей… Многие, читая этот журнал, смеются, но в действительности за ним стоит огромная разрушительная сила, ибо человек, берущий очень мощную энергию из Источников и пропускающий её через своё невежественное сознание, оказывает разрушительное действие. По этому поводу хочется предложить в резолюцию конференции специальный тезис о недопустимости профанации невеждами и самозванцами высоких идей Рерихов и культурной деятельности лидеров рериховского движения».

Бесполезно спорить с тем, «кто принимает указания от самого Владыки, кто знает больше вас и видит дальше вас». Всё, чего вы сможете добиться, это зачисления в армию тьмы. Наверное, все, пытавшиеся привести Лунёва в чувство, в этом убедились. И всё же хочется спросить тех, кто готовил этот журнал и поддерживает Лунёва, тех, кто с радостью подхватывает каждое суждение о том, за сколько был куплен тот или иной рериховец, — а за сколько купили вас? За несколько обещаний, что будете сидеть по правую руку вашего наставника, когда Учителя пожалуют его высоким званием? Или вот-вот превратитесь в отважных воинов Света, великих мудрецов и «практиков сил эволюции», решающих судьбы людей, первопроходцев и строителей Нового Мира — превратитесь по мановению волшебной палочки, прямо такими, какие вы есть сейчас? Но ведь даже в сказке для того, чтобы получить обещанное, нужно выполнить какое-нибудь условие, и «избранники» в этом смысле не исключение. Их условие всегда одинаково: они ваши друзья и защитники лишь до тех пор, пока вы восторженно их слушаете и делаете то, что вам говорят, то есть, позволяете на себе самоутверждаться.


1 Как справедливо заметил А.В. Стеценко, один из первых откликнувшийся на появление этого материала, «необходимо приложить немалые усилия, чтобы дочитать его до конца». «При чтении журнала, — пишет он, — меня не покидало чувство, что те, кто стоит за этим изданием, предприняли намеренную психическую атаку на читателя — это и выбор шрифта, композиция и содержание материалов, и многие другие тонкости.»

2 «Толстой книги будет мало для описания, как удаётся воплощать план высший», — скромно отвечает он на вопрос журналиста о своём пути.

3 Впрочем, Лунёв как истинный общинник, особой разницы между «нашим» и «вашим» не видит. Напомним, что автором-составителем «его» главной книги «Космические легенды Востока» является член Литовского рериховского общества С.В. Стульгинскис.

Т.О. Книжник, редактор публикаторского отдела МЦР.

Статья из журнала «Духовное созерцание», № 1-2.

 



Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz