Главная > В защиту имени и наследия Рерихов и Е.П. Блаватской > Сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха! > Статьи > Сергей Скородумов. «451 градус по Фаренгейту» в постановке Министерства культуры
Сергей Скородумов
«451 градус по Фаренгейту» в постановке Министерства культуры
О, Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким же хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?
Владимир Соловьев
Хроники современной антиутопии
Люди всегда мечтали узнать о будущем человечества. И писатели-фантасты создавали это будущее, описывая его в своих произведениях образно и убедительно. Романы, повести и рассказы на эту тему обычно делятся на две основные группы – утопии и антиутопии. Утопия рисует будущее в светлых и радостных тонах. Цель антиутопии – показать человечеству опасные и тупиковые пути истории. «Я не пытаюсь предсказать будущее – я пытаюсь его предотвратить», – подчеркивал выдающийся американский писатель-фантаст Рей Брэдбери.
Его роман «451 градус по Фаренгейту» стал одной из самых ярких антиутопий современности. Автор описывает американское общество будущего, состоящее из потребителей и опирающееся исключительно на массовую культуру. Государство заинтересовано в бездумном существовании людей. Специальные пожарные команды, вместо того чтобы тушить пожары, ездят по городу и сжигают книги и дома, в которых они обнаружены, обрекая людей на бездуховное существование. Название романа не случайно. 451 градус по Фаренгейту – это температура воспламенения бумаги. Роман Бредбэри имеет глубокий философский смысл. Автор показывает, как уничтожение культурных ценностей превращает общество в обезличенную массу и приводит в итоге к катастрофе.
К сожалению, иногда грань между вымыслом и реальностью истончается, а история преподносит нам горькие уроки для того, чтобы мы их выучили и больше никогда к ним не возвращались. Совсем недавно Министерство культуры и Государственный музей Востока (ГМВ) сделали целый ряд шагов по направлению к будущему, которое описано в романе «451 градус по Фаренгейту». Нет, чиновники еще ничего не сожгли. Пока. Но те культурные разрушения, которые они устроили, вполне соответствуют сути романа Брэдбери.
…8 марта мы приехали с Александром Кононовым из Ярославля в Международный Центр Рерихов. Рано утром закончился так называемый «следственный эксперимент», который с вечера 7 марта при поддержке вооруженных спецподразделений производили над Музеем имени Н.К.Рериха следственные органы вместе с сотрудниками Музея Востока и Министерства культуры [1]. Во время силовой операции в Музее хозяйничали советник министра культуры Кирилл Рыбак, заместитель генерального директора ГМВ Тигран Мкртычев и другие сотрудники ГМВ, а также «специалист» из Нью-Йоркского музея Рериха Дмитрий Попов.
Итоги «эксперимента» выглядели удручающе: выбитая дверь на входе в Музей, тросы на стенах, где совсем недавно находились удивительные картины Мастера, рамы без полотен, брошенные на пол. Больше всего пострадал зал Живой Этики. Понять логику случившегося было совершенно невозможно. В результате «эксперимента» из общественного Музея имени Н.К.Рериха было вывезено около 200 произведений Николая и Святослава Рерихов, оригиналы договоров передачи в дар Музею картин Рерихов с 2002 года, данные с компьютеров и другая документация. Силовики также изъяли ценнейшие исторические документы 1990-х годов [2].
Никаких законных оснований для такой «экспроприации» не было. Изъятие художественных произведений Рерихов, подаренных МЦР меценатом Музея Б.И.Булочником с 2002 по 2010 годы, а уж тем более другими лицами и организациями, никоим образом не было связано с уголовным делом по Мастер-Банку, которое находится сейчас в производстве у правоохранительных органов.
Более того, само это уголовное дело вызывает у общественности очень много вопросов и сомнений. Меценат Музея имени Н.К.Рериха председатель правления Мастер-Банка Борис Ильич Булочник, несмотря на потоки обвинений в СМИ, никак не вписывается в образ «злодея». В отличие от других банкиров, которые подобно мистеру Твистеру из стихотворения Самуила Маршака становились владельцами «заводов, газет, пароходов» и припеваючи жили в свое удовольствие, Борис Ильич активно помогал культуре и много лет поддерживал Музей имени Н.К.Рериха [3].
Многие уверены, что разгром Мастер-Банка был первым шагом на пути расправы с общественным Музеем имени Н.К.Рериха. Следующим шагом стало административное давление на МЦР, которое в течение 2015-2016 годов оказывало Министерство культуры. Так, по требованиям первого заместителя министра Владимира Аристархова различные государственные органы провели в МЦР 23 внеплановые проверки по самым надуманным поводам, вплоть до экстремизма.
Надо полагать, господин Аристархов попытался защитить честь мундира, усмотрев «экстремизм» в критике Министерства культуры со стороны МЦР. Министерство юстиции в акте проверки МЦР очень четко все расставило по своим местам: «Публичная критика органов государственной власти, осуществляемая организацией, связана с общественной защитой музея им. Н.К.Рериха, прав и интересов организации и ее членов в конкретных ситуациях, не относится к государственной политике государства и его органов в целом» [4].
Тем не менее травля МЦР со стороны руководства Министерства культуры продолжалась. В 2016 году МЦР был вынужден участвовать в 13 (!) судебных процессах, организованных при поддержке Минкульта. А с марта 2017 года началось уже прямое разрушение общественного Музея с привлечением силовых структур.
Сотрудники МЦР рассказали нам, как жестко обращались с ними силовики во время «следственного эксперимента» 7-8 марта и как вальяжно вели себя представители Минкульта и Музея Востока. Очень точно выразила суть происходящего одна из сотрудниц: «Музей Востока превратил нам Международный женский день в День защитника Отечества». Действительно, в этот день, сотрудники МЦР встали на защиту российской культуры от произвола чиновников.
Весь этот кошмар закончился 8 марта в 4-20. А уже через несколько часов Музей имени Н.К.Рериха был открыт для посетителей. Шли экскурсии. И не было ощущения поражения. Потому что сотрудники МЦР одержали одну из самых главных своих побед – духовную, показав внутреннюю силу и несогласие с агрессией и беззаконием. Они сохранили верность воле своего основателя – великого сына России Святослава Николаевича Рериха.
Выбрав для Музея имени Н.К.Рериха усадьбу Лопухиных, С.Н.Рерих передал в 1990 году наследие своей семьи в Россию через основанную им общественную организацию (Советский Фонд Рерихов, позднее – Международный Центр Рерихов). Он прозорливо подчеркнул: «Подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей» [5]. Сегодня мы в очередной раз убеждаемся, насколько же он был прав!
Тогда государство дало необходимые гарантии, и с течением времени под руководством доверенного лица С.Н.Рериха – выдающегося ученого Л.В.Шапошниковой и благодаря помощи общественности без копейки государственных средств был создан уникальный общественный Музей имени Н.К.Рериха – Центр Культуры мирового значения. Его опыт можно и нужно широко популяризировать. Международные культурные проекты, которые даже и не снились многим крупным музеям, масштабные научные конференции, издательская деятельность, поддержка со стороны общественности…
Анализируя выступления президента России В.В.Путина, можно увидеть, что многое из того, к чему он сегодня призывает чиновников в плане культурной политики и работы с общественностью, уже давным-давно воплощено в МЦР. Наш президент, по-видимому, совершенно не представляет, насколько его слова и распоряжения дискредитируются его же подчиненными. Вероятно, руководство Минкульта и сотрудники Музея Востока забыли, что, по Конституции, они являются «слугами народа», и вообразили себя нашими «повелителями». Они разрушают общественный Музей имени Н.К.Рериха, твердя «заклинания» о том, что МЦР будто бы не умеет и не хочет сотрудничать с властью.
Интересно, как без такого сотрудничества можно было бы организовать многочисленные выставки картин Рерихов и масштабный международный культурно-просветительский проект «Пакт Рериха. История и современность» [6]? Кстати, этот проект открывал в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже бывший министр культуры А.А.Авдеев [7]. Культурно-просветительскую деятельность МЦР поддержали генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. В 2016 году МЦР был номинирован на Нобелевскую премию мира [8].
Может быть, все-таки что-то не в порядке с опьяневшими от вседозволенности чиновниками, а не с МЦР и его общественным Музеем? После антиутопии, которую устроило в России руководство Минкульта, название этой организации нужно поменять, убрав из него слово «культура». Тем более что очень скоро чиновники сделали еще один уверенный шаг к воплощению в жизнь романа Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
Государственное рейдерство
После событий 7-8 марта многие надеялись, что за МЦР и его общественный Музей в первую очередь горой встанут музейщики. Ведь каждый из них рискует оказаться следующим объектом «следственного эксперимента». Увы! Широкого возмущения так и не последовало. Дальнейшие события еще раз подтвердили правоту писателя, поэта и драматурга Бруно Ясенецкого: «Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство». Многих известных политиков и деятелей культуры России охватил своеобразный «синдром Понтия Пилата». Они просто умыли руки, наблюдая с безопасного расстояния за самым настоящим распятием МЦР.
28-29 апреля по заказу Министерства культуры и при поддержке силовых структур Музей Востока организовал рейдерский налёт на общественный Музей имени Н.К.Рериха. Без всякого вступившего в законную силу решения суда о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных Музей вместе со всеми экспонатами был захвачен, а сотрудники МЦР оказались на улице [9]. Чиновники Минкульта и Музея Востока цинично растоптали и волю Святослава Николаевича Рериха – великого сына России, и многолетний героический труд Людмилы Васильевны Шапошниковой – его доверенного лица, и деятельность многих тысяч людей по реставрации усадьбы Лопухиных и созданию Музея! С этим Музеем были связаны все наши самые высокие цели и устремления. И сегодня чиновники пытаются разрушить вместе с Музеем судьбы тысяч его друзей. Уверен, что им это сделать не удастся!
У многих людей была возможность увидеть захват Музея имени Н.К.Рериха благодаря организованной друзьями прямой трансляции событий. С болью в сердце наблюдая прямо из Ярославля беззаконие, которое творилось в Музее, мы не могли поверить, что эти события происходят в современной России. Было ощущение, что на наших глазах развивается действо в лучших традициях одной из сатрапий (провинций) Древней Персии времен царя Ксеркса. В руках наместников (сатрапов) была сосредоточена огромная власть, которой они часто злоупотребляли. Центральное руководство Персии не часто вмешивалось в дела сатрапов. И совершенно напрасно! В конце концов сатрапы начали вести между собой войны, а их должности в ряде провинций стали наследственными.
Сегодня в России создан опасный прецедент. Получается, что теперь, следуя своим собственным интересам, зарвавшиеся чиновники могут захватить любое здание, присвоить чужое имущество, уничтожить любую общественную организацию. Причем при полном бездействии, а порой и при поддержке правоохранительных органов. Чтобы остановить эти негативные процессы, необходима их правовая оценка. И основные участники этого захвата должны понести заслуженное наказание.
Отношение к событиям вокруг общественного Музея имени Н.К.Рериха стало для интеллигенции тестом на патриотизм и культурность. Потому что патриотизм связан не с интересами алчных чиновников или политических партий, не с приверженностью церкви и публичной демонстрацией своей «православности» перед камерами телевидения и даже не с геополитическими устремлениями государства, а с национальной культурой России.
Сегодня руководство МЦР, его сотрудники и общественники проявляют самый настоящий героизм, прилагая все силы, чтобы спасти Музей. Вызывают глубокое уважение люди, которые на фоне всеобщего молчания смело выступили в защиту культуры. Это и давние друзья Музея, такие как чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, известнейший российский музейный, общественный деятель Алиса Аксенова, публицист, историк, кинематографист Николай Сологубовский, уполномоченный по правам ребёнка в городе Владимире Геннадий Прохорычев, и многие другие настоящие интеллигенты современной России, среди которых отметим правозащитника Юрия Самодурова, журналиста, специалиста по истории средств массовой информации Ивана Засурского, члена Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Илью Шаблинского.
К сожалению, не все повели себя в этой ситуации достойно. Экзамен на интеллигентность не выдержал генеральный директор государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский, который поздравил руководство ГМВ с созданием в Москве Государственного музея Рерихов [10]. По-видимому, руководство Министерства культуры учтет этот прогиб господина Пиотровского, что положительно скажется на его карьере. Как будут учтены и прогибы Алексея Бондаренко, директора Государственного музея-института семьи Рерихов в Санкт-Петербурге [11], а также его заместителя по научной работе Владимира Мельникова [10].
Но мне, как уроженцу Санкт-Петербурга, очень неприятно и стыдно, что М.Пиотровский, А.Бондаренко и В.Мельников своими поступками позорят великий город, в котором живут. Понятие интеллигенции для Санкт-Петербурга всегда было чем-то особенным. Академик Д.С.Лихачев, настоящий питерский интеллигент, активно поддерживал Музей имени Н.К.Рериха. Он не боялся публично обращаться ни к министру культуры, ни к президенту. «Полностью солидарен с принципиальной позицией Рерихов о необходимости развития новых общественных форм сохранения и использования культурного наследия. Считаю несостоятельными посягательства Министерства культуры или других ведомств и организаций на законные права Международного Центра Рерихов, ведущего очень необходимую многим странам культурно-просветительскую и научную работу», – писал Дмитрий Сергеевич президенту Б.Н.Ельцину [12]. Как же не хватает сегодня таких людей, как академик Лихачев! И как много развелось гуттаперчевых «деятелей культуры», способных оправдать и поддержать любые действия своего высокого начальства.
Теперь после публичного разрушения общественного Музея имени Н.К.Рериха рассуждения чиновников Минкульта с высоких трибун и телеэкранов о патриотизме выглядят самым обыкновенным фарисейством и лицемерием. Создается впечатление, что суды по делу МЦР перешли в режим ручного управления. Мнение общественности напрочь игнорируется. Управляемые центральные СМИ обвиняют Музей имени Н.К.Рериха и его сотрудников во всех смертных и на самом деле несуществующих грехах. Потоком идут доносы и на Музей и на представителей общественности, которые его поддерживают [13]. Что и говорить, жить в этой антиутопии, устроенной Минкультом и Музеем Востока, крайне неуютно.
Надеюсь, до сожжения книг в ближайшее время дело все-таки не дойдет. Но, полагаю, что при современном руководстве Минкульта дальнейший разгром отечественной культуры и попытки построить в России общество по типу романа Брэдбери будут продолжаться.
Театр абсурда в исполнении музея Востока
Последние события вокруг МЦР напоминают театр абсурда. Незаконно захватив отреставрированную силами общественности усадьбу Лопухиных, обнаглевшие от безнаказанности сотрудники Музея Востока проводят «инвентаризацию» имущества МЦР, которое им не принадлежит, причем без присутствия (!) самих хозяев. Подчеркнем еще раз: cегодня нет никаких вступивших в законную силу решений судов в пользу Музея Востока и Минкульта, идет самый настоящий захват культурного наследия. Если бы директор Музея Востока господин Седов украл в магазине булочку, упаковку сосисок или пару кроссовок, он мог бы получить за это реальный срок. Вам не кажется странным, что захватив целый Музей, он не несет за это абсолютно никакой ответственности? И общественности очень интересно было бы узнать, куда смотрят наши доблестные правоохранительные органы? По крайней мере, уж точно не в Уголовный кодекс! Иначе Генеральная прокуратура, Управление ФСБ и полиция круглосуточно дежурили бы в усадьбе Лопухиных и давным-давно задержали бы всех захватчиков. Ведь речь идет о национальном культурном достоянии России!
Примечательно, что одной из первых публичных акций захватчиков стало снятие Знамени Мира над общественным Музеем имени Н.К. Рериха. По странному стечению обстоятельств это произошло аккурат в Вальпургиеву ночь, когда, по поверьям, идет разгул нечистой силы. Вот и не верь после этого в приметы и знаки. Знамя Мира – символ защиты культуры, и как бы ни объясняли свои действия захватчики, но в их акции еще раз ярко проявилось их пренебрежительное отношение к культуре.
Несколько слов об актерах этого театра абсурда. Новый «директор государственного музея» Тигран Мкртычев разбирается в рериховедении примерно так же, как разбирался в культуре товарищ Огурцов – персонаж из известного кинофильма «Карнавальная ночь». Исследователь Владимир Росов оклеветал Рерихов в своей диссертации, превратив известного во всем мире деятеля культуры в амбициозного политика. Безграмотные изыскания Росова в области рериховедения вызвали возмущение и ученых, и общественности (см.: [14]). Курирует всю эту компанию советник министра культуры Кирилл Рыбак. В книжном шкафу, который находится в его кабинете, всего две книги о Рерихах, причем одна из них принадлежит перу дьякона Кураева, оклеветавшего Рерихов [15].
Так называемый Национальный Рериховский комитет (НРК), который возглавляет господин Лосюков и который призван продемонстрировать поддержку, оказываемую захватчикам со стороны «общественности», – по сути, рядовой пиар-проект Министерства культуры. Этакая прикормленная общественность, представители которой надеются хоть что-нибудь получить от разрушения общественного Музея. Практически кроме разговоров и публикаций, направленных против МЦР, за все время своего существования НРК не подготовил ни одного значимого культурного мероприятия.
Настоящая, а не «липовая» общественность придерживается совсем другой позиции. 25 марта 2017 года в Музее имени Н.К.Рериха состоялось совещание представителей международной общественности по проблеме сохранения общественного Музея имени Н.К.Рериха и наследия семьи Рерихов. В работе совещания приняли участие 308 представителей, в том числе делегаты от 75 общественных организаций из 14 стран мира: России, Украины, Беларуси, Латвии, Эстонии, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана, Азербайджана, Финляндии, Германии, Австрии, Болгарии, Колумбии. Общественность России представляли делегаты 8 республик, 29 областей и краев, 64 городов. Все единогласно выступили за поддержку общественного статуса Музея имени Н.К.Рериха.
Петицию «Исполните волю С.Н.Рериха – сохраните общественный Музей имени Н.К.Рериха!» в адрес председателя правительства РФ Д.А.Медведева, председателя Совета Федерации ФС РФ В.И.Матвиенко, председателя Государственной Думы ФС РФ С.Е.Нарышкина и Министерства культуры РФ подписали 242 622 человека (данные на 19.05.2017) [16]. Это ли не коллективное общественное мнение?
В шабаше по «инвентаризации» Музея участвуют «общественники», больше напоминающие опереточных персонажей, – Владимир Чернявский и Андрей Пузиков. Оба палец о палец не ударили для реставрации усадьбы и создания Музея. Основную часть своей сознательной жизни они провели на сомнительных Интернет-форумах. Отдельный вопрос: с какой стати следственные органы привлекли к своим действиям Дмитрия Попова – хранителя Музея Николая Рериха в Нью-Йорке, имеющего богатый опыт по продаже картин Рерихов?
Мы кого-то забыли из «группы поддержки»? Ах, да. Наталью Тоотс и Андрея Люфта только по недоразумению можно назвать журналистами. Первая оболгала МЦР и доверенное лицо С.Н.Рериха Людмилу Васильевну Шапошникову, а второго из-за его клеветнических публикаций не станут принимать ни в одном приличном доме. Андрей Люфт известен своими публичными оскорблениями Святослава Николаевича Рериха [17]. Не будем долго останавливаться на этом крайне неприятном персонаже. Стиль работы Люфта и подобных ему «журналистов» очень хорошо изложен в басне И.А.Крылова «Слон и моська».
Верхом ханжества и фальши стала пресс-конференция в ТАСС, которую 12 мая организовал Музей Востока. Что бы ни говорили его представители, как бы ни ухищрялся юрист Рыбак, как бы сладко ни подпевал захватчикам господин Лосюков о том, что они создают «правильный» государственный музей на основе «неправильного» общественного, но причины захвата понятны и видны невооруженным глазом.
Во-первых, это желание чиновников присвоить отреставрированный на средства меценатов и общественности особняк в самом центре Москвы. Во-вторых, попытка изъять, а потом, возможно, и продать богатейшее наследие Рерихов, находящееся в общественном Музее. Уже много лет Музей Востока пытается скрыть утраты из коллекции картин Рерихов, которую он незаконно удерживает [18]. Эта коллекция, принадлежащая Святославу Николаевичу Рериху, находилась там на временном хранении, и он завещал ее МЦР. Именно МЦР в течение многих лет добивается расследования темной истории с пропажей картин, которая разворачивается в недрах Музея Востока.
Но есть еще одна очень важная причина. Возможно, основная. Это борьба с мировоззрением Рерихов, с философией Космической реальности – Живой Этикой. След от захвата Музея ведет к наиболее реакционным церковным кругам. 29 апреля 2017 года господин Всеволод Чаплин, бывший председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, на своей странице в «Фейсбуке» оставил следующее сообщение: «Из московской усадьбы наконец выселили сектоподобную контору. <…> Ее сторонники пытались смешать и объединить христианство с сатанинскими верованиями. <…> Поздравляю своих друзей из Музея искусства народов Востока и Министерства культуры с блестяще проведенной операцией по освобождению здания, на которое рериховская секточка давно не имела никакого права. Рад, что никто не убоялся поднятого воя» [19]. Такой вот публичный урок «православной культуры» и пример «государственно-церковной симфонии» от безграмотного и совершенно неразбирающегося в философии Живой Этики господина Чаплина!
Многое проявилось и на уже упомянутой ранее пресс-конференции в ТАСС. Пожалуй, больше всех запомнился юрист Кирилл Рыбак. Его яркий философский дебют был просто неподражаем! С помощью поисковых систем Интернета он поставил под сомнение научность космических законов. Ранее Рыбак выдал на-гора идею о том, что «смешивать агни-йогу с осмыслением творчества Николая Рериха нельзя, да и православная церковь относит живую этику к новым религиозным течениям сектантского свойства» [20].
На упомянутой пресс-конференции в ТАСС директор Музея Востока Седов заявил, что от нового космического мышления у него «начинают шевелиться волосы». Откровенничая в «Фейсбуке», господин Мкртычев, написал, что в экспозиции нового государственного музея не будет никакой космической эволюции, поскольку ее придумала Л.В.Шапошникова [21].
Любопытно, как долго и где именно подбирало руководство Минкульта для нового «государственного музея» такую отборную компанию невежд, совершенно незнакомых с творчеством Рерихов? Приведу фрагмент из письма Е.И.Рерих о космической эволюции, который как нельзя лучше подходит к нашей ситуации: «Падение знания и всеобщее огрубение означает разнобой между эволюцией человечества и эволюцией космической. Такой разнобой – настоящее бедствие, ибо оно приносит еще больший отрыв человечества от восприятия высших энергий или от Мира Надземного, в котором заложены основы бытия и продвижения наших организмов. Нет места духовности среди массового огрубения. Люди не хотят понять истинного значения искусства и высшего знания для утончения человеческого организма и, следовательно, общей эволюции» [22].
С господами из Музея Востока поспорил бы и академик А.Л. Яншин, который писал: «Н.К.Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в Космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса, то есть рядом с фамилиями К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского должна быть поставлена фамилия Н.К.Рериха» [23].
Также весьма интересно было бы узнать, когда господа Чаплин, Рыбак, Седов и Мкртычев последний раз посещали библиотеку. По-видимому, очень давно. Рекомендую им все-таки как-нибудь зайти туда, заглянуть в Библиотечно-библиографическую классификацию [24] и убедиться собственными глазами, что работы Рерихов наряду с трудами В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского и других авторов относятся к философии русского космизма – код 87.3 (2).
Философским трудам Рерихов посвящен целый ряд диссертаций. В одной из них наряду с другими темами «осуществлено исследование вклада Л.В.Шапошниковой в разработку концепции культуры Н.К.Рериха, а также в изучение особенностей космического мышления, или космизма» [25].
Приведем мнение летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А.Н.Баландина: «Живая Этика, в которой много говорится об эволюционном значении Знамени Мира, – это философская основа нового космического мышления. Космическая деятельность – это практическая основа нового космического образа мира, нового космического сознания, нового глобального мышления» [26].
Ежегодно Международный Центр Рерихов проводит научные конференции, посвященные космическому мышлению [27]. Они проходят под эгидой таких известных организаций, как Российская академия естественных наук, Российская академия образования, Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского, Российское философское общество. Поддержку этим конференциям оказывал Информационный центр ООН в Москве.
Еще в 2003 году была организована Международная научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века» [28]. В работе секций и пленарном заседании этого научного форума приняли участие свыше 900 человек. В их числе 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 39 кандидатов наук. Было прочитано 125 докладов, в том числе 20 докладов на пленарном заседании. Вместе с российскими учеными были представлены ученые из стран СНГ и Балтии, а также Болгарии, Великобритании, Германии, Индии, США, Италии, Ливана и Финляндии. В резолюции этой конференции говорится о зарождении и развитии космического мышления, его связи с идеями ученых-космистов В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, П.А.Флоренского, философов В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, а также о ключевом месте Живой Этики в процессе становления космического мышления [29].
Должную оценку Живая Этика получает в учебниках для вузов [30]. Кроме того, «… ряд крупных исследователей дают <…> глубокий анализ и объективную оценку научных и этико-философских идей Рерихов. В их числе академики РАН А.Л.Яншин, В.К.Шумный, А.А.Трофимук, В.А.Черешнев, академик Монгольской АН Монголии Ш.Бира и др. Так, к примеру, академик РАН, президент Российского философского общества В.С.Стёпин характеризует Живую Этику как квинтэссенцию русского космизма, содержащую общечеловеческие духовно-нравственные ценности» [31].
На фоне этих фактов совершенно непонятно, какое отношение имеют к научному рериховедению и к науке в целом господа из Музея Востока и Минкульта. Любой специалист в области рериховедения прекрасно знает, что представить Рерихов без их жизнеутверждающего философского наследия, без гуманистического Учения Живой Этики просто невозможно. Оно было основой всей их жизни и творчества.
Зал Живой Этики является украшением общественного Музея имени Н.К.Рериха. Под руководством Людмилы Васильевны Шапошниковой выпущены сотни публикаций, подготовлены десятки книг, проведено множество научных мероприятий. Живая Этика и труды по космическому мышлению входят в научный оборот. Сегодня уже можно говорить о научной школе Л.В.Шапошниковой [32]. Ее научные достижения отмечены в России и за границей. Л.В.Шапошникова – почетный доктор Академии наук Монголии (2011), Софийского университета имени св. Климента Охридского (2011), Кыргызско-Российского Славянского университета (2011); почетный член Российской экологической академии (1998); обладатель многих медалей, дипломов и других наград, в том числе почетного звания и знака «Рыцарь науки и искусств». Перу Людмилы Васильевны принадлежит более 30 книг и монографий, в том числе на иностранных языках, а также около 500 статей и очерков по проблемам философии космизма, философии, теории и истории культуры, истории науки, востоковедению, этнологии.
Как бы ни стремились новые инквизиторы в лице сотрудников Музея Востока, чиновников Минкульта и реакционных церковных кругов запретить или исказить Живую Этику и новое космическое мышление, им это сделать не удастся. Как не удалось в средние века церковникам «остановить» вращение Земли вокруг Солнца. Инквизиторы сожгли Джордано Бруно и осудили Галлилея, но зато сегодня истины, которые они отстаивали, известны каждому школьнику.
Последние события вокруг общественного Музея имени Н.К.Рериха ясно показывают, что вектор исторического развития нашей страны изменился. Мы стали жить в какой-то совершенно иной альтернативной реальности. И теперь события, происходящие в романе Брэдбери, уже не кажутся столь фантастическими, как раньше. Чиновники совершенно не понимают, что, разрушая Музей имени Н.К.Рериха, они уничтожают самую яркую и передовую форму общественной культуры в современной России, тем самым отнимая у нашей страны ее великое будущее.
И все-таки возвращение Музея обязательно состоится. Общественность будет бороться за это всеми возможными законными способами. Нет никаких сомнений в том, что рано или поздно мы увидим захватчиков, а также их явных и тайных руководителей там, где им и положено быть, – на скамье подсудимых. А новый филиал Музея Востока, по-видимому, им придется открывать уже не в усадьбе Лопухиных, а в местах не столь отдаленных.
Уверен, общественность способна повернуть вектор российской истории по направлению к стране великой Культуры, о которой так мечтали Рерихи. «Тяжкие сроки, тяжкие времена! Но Лучшая Страна станет космической основою равновесия в мире. Страна Лучшая станет страною самой строительной и самой прекрасной», – писала Елена Ивановна Рерих о России [33].
Именно так все и будет. Но пока столбик термометра, отмечающий кризис культурной жизни России, все еще стремительно ползет вверх и начинает неуклонно приближаться к отметке 451 градус по Фаренгейту.
Сергей Скородумов,
член Международной ассоциации писателей,
г. Ярославль
Литература
1. Пресс-конференция в Музее имени Н.К.Рериха // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). URL: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5179
2. Заявление Правления Международного Центра Рерихов, 27.03.2017 // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). URL: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5253
3. В защиту мецената МЦР // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). URL: http://www.icr.su/rus/protection/heritage/maecenas/index.php
4. Минюст не нашел в музее Рериха экстремизма после проверки по требованию Минкульта // «Новая газета», 4.07.2016
5. Рерих С.Н. Медлить нельзя // Газета «Советская культура», 29 июля 1989 г.
6. Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт) URL: http://www.icr.su/rus/news/icr/Pact_project.php
7. Знамя Мира в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт) URL: http://www.icr.su/rus/news/icr/unesco_030412.php
8. Нобелевская премия мира. Центр Рерихов номинирован на важную награду // «Аргументы и факты», 24.02.2016. URL:http://www.aif.ru/society/history/nobelevskaya_premiya_mira_centr_rerihov_nominirovan_na_vazhnuyu_nagradu
9. Заявление Международного Центра Рерихов о вооруженном захвате усадьбы Лопухиных // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). URL: https://save.icr.su/ru/2017/05/zayavlenie-mezhdunarodnogo-tsentra-rerihov-o-vooruzhennom-zahvate-usadby-lopuhinyh/
10. В Государственном музее Востока (Москва) состоялось совещание представителей рериховских музеев и общественности // Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов (офиц. сайт). URL: http://www.roerich.spb.ru/story/v-gosudarstvennom-muzee-vostoka-moskva-sostoyalos-soveshchanie-predstaviteley-rerihovskih
11. Движущиеся картины. Конфликт властей и Центра Рерихов вошел в новую стадию, 30.04.2017 // Интернет-газета "LENTA.RU" (офиц. сайт). URL: https://lenta.ru/articles/2017/04/30/rerikhs/
12. Д.С.Лихачев – Б.Н.Ельцину, Президенту Российской Федерации 10 ноября 1993 года // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). URL: https://save.icr.su/ru/2017/05/dmitrij-lihachev-mtsr-sozdaet-vse-usloviya-chtoby-kulturnye-tsennosti-stali-obshhenarodnym-dostoyaniem/
13. Скородумов С.В. Доносительская одиссея господина Избачкова // Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха (офиц. сайт). URL: http://www.roerichs.com/donositelskaya-odisseya-gospodina-izbachkova/
14. К вопросу о диссертации В.А.Росова // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт) URL: http://www.icr.su/rus/protection/facts_a_fictions/rosov_diser/index.php
15. Пресс-конференция «Музею Рериха грозит уничтожение» (4.05.2017) // Международный Центр Рерихов (офиц. канал). URL: https://www.youtube.com/watch?v=u0oOvKHp5vo
16. Петиция «Исполните волю С.Н.Рериха – сохраните общественный Музей имени Н.К.Рериха!» // change.org (офиц. сайт). URL: http://goo.gl/BWvmxO
17. Кокарев И. Об «ис-следователе» из Германии // Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н.Рериха (офиц. сайт). URL:http://www.roerichs.com/Publications/Luft/Inquisitor.htm
18. Правда о коллекции С.Н.Рериха // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). URL: http://www.icr.su/rus/protection/heritage/truth/index.php
19. Сообщение Всеволода Чаплина от 29 апреля в 21:42 // Социальная сеть «FACEBOOK», личная страница Всеволода Чаплина.
20. Движущиеся картины. Конфликт властей и Центра Рерихов вошел в новую стадию, 30.04.2017 // Интернет-газета «LENTA.RU» (офиц. сайт). URL: https://lenta.ru/articles/2017/04/30/rerikhs/
21. Сообщение Тиграна Мкртычева от 11 мая в 22:59 // Социальная сеть «FACEBOOK», группа «Агни Йога и Рерихи».
22. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. VII (1940–1947). М.: МЦР, 2007. С. 168.
23. Шапошникова Л.В. Мудрость веков // Л.В. Шапошникова. Международный Центр Рерихов, 1996. С. 64.
24. Библиотечно-библиографическая классификация. Средние таблицы. В 9 вып. Вып. 5: 80/88 Ш/Ю Филологические науки. Художественная литература. Искусство. Искусствознание. Религия. Философия. Психология: практическое пособие / Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка, Б-ка Рос. акад. наук. М.: Пашков дом, 2012. 600 с.
25. Соколов В.Г. Парадигма культуры в философском наследии Е.И.Рерих и Н.К.Рериха: автореферат дис. … кандидата философских наук: 26.00.01. Харьков, 2008.
26. Высказывания учёных и общественных деятелей о Рерихах А.Н.Баландин, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). URL: http://lib.icr.su/node/159
27. Международные конференции МЦР // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт) URL: http://www.icr.su/rus/conferencies/
28. 2003 год – Международная научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века» (Пленарное заседание 9-11 октября) // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт) URL: http://www.icr.su/rus/conferencies/2003/
29. Из резолюции Международной общественно-научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века» мышление ХХI века» // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). URL: http://www.icr.su/rus/conferencies/2003/resolut.php
30. Емельянов Б.В. История русской философии. Космизм: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Б.В. Емельянов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. 220 с.
31. Абрамов П.Д., Фролов В.В. Живая Этика – синтетическое гуманистическое учение // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт).
URL: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5373
32. Соколов В. Научная школа Л.В.Шапошниковой и её методология // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). URL: http://www.icr.su/rus/conferencies/2016/reports/sokolov.php
33. Рерих Е.И. Письма: в 9 т. Т. VIII (1948–1950). М.: МЦР, 2008. C. 283.
Главная > В защиту имени и наследия Рерихов и Е.П. Блаватской > Сохраним общественный Музей имени Н.К. Рериха! > Статьи > Сергей Скородумов. «451 градус по Фаренгейту» в постановке Министерства культуры